Заседание районного учебно-методического объединения
заведующих и заместителей заведующих по основной деятельности
учреждений дошкольного образования
Тема: "Приоритетные направления развития системы дошкольного образования в 2022/2023 учебном году"
Повестка дня:
1. Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования (заведующий ГУО "Дошкольный центр развития ребёнка города Кировска" Костюченко Е.В.);
2. Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах формирования у воспитанников основ гражданско-патриотической культуры (заместитель заведующего по основной деятельности ГУО "Дошкольный центр развития ребёнка города Кировска" Козик Д.О.;
3. Деловая игра "Педагогический экспресс "Патриот" (заместитель заведующего по основной деятельности Козик Д.О.).
Место проведения:
Музыкальный зал государственного учреждения образования "Дошкольный центр развития ребёнка города Кировска".
Дата: 14 октября 2022 г.
1. "Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждении дошкольного образования" (выступление Костюченко Е.В.)
Создание безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждении дошкольного образования – одно из важных направлений в образовательном процессе. При создании безопасных условий жизнедеятельности воспитанников государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка города Кировска» руководствуется:
Кодексом Республики Беларусь об образовании;
Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения»;
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 230 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования»;
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»;
Инструкцией о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.06.2018 № 55);
Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом (постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 31.08.2018 № 60);
Правилами безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227).
Педагогические работники несут персональную ответственность за создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
Педагогические работники ГУО «Дошкольный центр развития ребенка города Кировска» приходят на свои рабочие места не менее чем за 10 минут до начала рабочего времени, визуально проверяют групповые помещения, игровые площадки на предмет их безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья.
При обнаружении нарушений режима безопасности педагогические работники обязаны немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего. Организовывать образовательный процесс до устранения выявленных нарушений запрещается.
Электропровода в помещениях учреждения дошкольного образования изолированы, электроприборы — недоступны для воспитанников.
Запрещено:
использовать в групповых помещениях и местах пребывания воспитанников электроплитки, кипятильники, электрочайники и пр.;
применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;
оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
На групповых участках и физкультурной площадке нет опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. Педагогические работники дошкольного центра развития ребенка знакомят воспитанников с основами безопасного поведения в дошкольном учреждении, на улице, в быту.
В группах созданы все условия для безопасной жизнедеятельности детей: соблюдение температурного режима и проветривание помещения; соблюдение гигиенических требований; для работы с детьми используется сертифицированный материал; мебель соответствует росту и имеет соответствующую маркировку; надежно закреплены шкафы с методическим и раздаточным материалом; отсутствуют колючие растения. Помещения группы оснащены пожарной сигнализацией. Весь материал отделки группы соответствует пожарным требованиям. Входы и выходы группы и спальни свободны для прохода, так же имеется список детей и их родителей (телефон и адрес) для экстренной связи. Дети ознакомлены с правилами эвакуации в экстренных случаях. Участок группы также отвечает требованиям безопасности.
Педагогическими работниками учреждения образования проводится утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение образования.
Родители (законные представители) воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение образования, передают ребенка воспитателю дошкольного образования, а в случае его отсутствия – иному педагогическому работнику, осуществляющему прием воспитанников группы.
В случае, когда существует объективная причина, по которой родители (законные представители) ребенка не могут забирать его из учреждения образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это осуществляют другие лица (ближайшие родственники). Об этом родители (законные представители) ребенка информируют руководителя учреждения образования.
Запрещается отдавать воспитанников лицам, которым не исполнилось 16 лет, и лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.
На центральном входе в здание установлен пост круглосуточной охраны в целях исключения несанкционированного нахождения посторонних лиц на территории и в здание дошкольного учреждения.
Непосредственная охрана здания ГУО «Дошкольный центр развития ребенка города Кировска» в ночное время, в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному заведующим.
Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной части, заместитель заведующего по основной деятельности.
Вход в здание ГУО «Дошкольный центр развития ребенка города Кировска» лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей.
Круглосуточный доступ в здание ГУО «Дошкольный центр развития ребенка города Кировска» разрешается заведующему, заместителю заведующего по хозяйственной части, заместителю заведующего по основной деятельности, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций.
Заведующий организует проведение плановых проверок состояния пропускного режима, наличия и порядка ведения документации, содержания запасных выходов не реже одного раза в месяц.
Адреса и номера телефонов заведующего, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб в дошкольном учреждении размещены на информационном стенде и на сайте.
В ГУО «Дошкольный центр развития ребенка города Кировска» организован контроль за нахождением воспитанников в учреждении дошкольного образования. Внешняя дверь, выходы с территории, запасные выходы имеют затвор на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываются.
2. "Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах формирования у воспитанников основ гражданско-патриотической культуры" (выступление Козик Д.О.)
Сегодня система дошкольного образования ориентирована не только на формирование определённой системы знаний, умений и навыков, но и на развитие базовых социально-культурных и гражданско-патриотических детерминант поведения. Рассмотрев государственные приоритеты и актуальные проблемы современного дошкольного образования можно сказать, что одним из важнейших направлений реализации его содержания является патриотическое воспитание. Данное направление должно быть ориентировано на формирование и развитие у детей дошкольного возраста таких качеств личности, которые в дальнейшем позволят каждому ребёнку стать полноценным участником общественной жизни, активным гражданином и патриотом своей страны.
В Учебную программу дошкольного образования, утверждённую 4 августа 2022 года, внесены существенные изменения по данному направлению. Так, например:
1. в тематику праздников для средних и старших групп включены такие праздники, как «День Победы», «День защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь», «День труда», «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь», «День Независимости Республики Беларусь (День Республики)»;
2. В дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней (День народного единства, День защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь, День Конституции, Праздник труда, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь), а в случае, если государственный праздник или праздничный день является нерабочим днём, - в последний рабочий день до установленной даты государственного праздника, праздничного дня, проводятся торжественные мероприятия с обязательным прослушиванием (исполнением) Государственного гимна Республики Беларусь, поднятием (выносом) Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения дошкольного образования (на площадке с установленным флагштоком);
3. В состав образовательной области «Ребёнок и общество» внесён компонент «Основы гражданско-патриотической культуры» для средних и старших групп.
Задачи раздела «Основы гражданско-патриотической культуры» для средней группы:
формировать представления о (об):
расположении Республики Беларусь на географической карте и её жителях;
основных достопримечательностях малой родины и города Минска - столицы Республики Беларусь;
государственных символах Республики Беларусь;
государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях;
белорусской армии, воинах, охраняющих нашу Родину;
Формировать (развивать) умения:
называть основные достопримечательности родного населённого пункта, столицы Республики Беларусь;
соблюдать правила исполнения Государственного гимна Республики Беларусь;
Воспитывать: эмоционально-позитивное отношение к родному населённому пункту, Республике Беларусь.
Задачи раздела «Основы гражданско-патриотической культуры» для средней группы:
Формировать представления о:
родном населенном пункте, областных городах Республики Беларусь, их достопримечательностях;
столице Республики Беларусь – городе Минске, ее достопримечательностях;
природных символах Беларуси;
Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов, значении цветов и орнамента флага;
элементах Государственного герба Республики Беларусь, отражающих неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси;
людях, прославивших Беларусь, их деятельности и достижениях;
государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях;
скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях, возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям Великой Отечественной войны;
белорусской армии, трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность;
о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы;
Формировать (развивать) умения:
показывать на карте географическое положение Республики Беларусь;
рассказывать (с помощью взрослого) о государственных символах Республики Беларусь;
соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь;
рассказывать (с помощью взрослого и самостоятельно) о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях, принимать активное участие в их подготовке и праздновании;
рассказывать о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях, посвященных событиям Великой Отечественной войны;
Воспитывать:
чувство патриотизма и любви к Родине;
уважительное отношение к героическому прошлому своего народа, ценностное отношение к жизни и миру;
уважение к защитникам Отечества;
уважительное отношение к истории и культуре своей страны, народа.
Таким образом, работа педагогических работников и учреждения дошкольного образования в целом (в том числе и во взаимодействии с законными представителями воспитанников) заключается не в том, чтобы дать детям географические представления о расположении нашей и соседних стран, а формировать гуманное отношение к нашим соотечественникам, соседям и всем жителям земли. Не заучить государственную символику, а раскрыть значение герба и флага для каждого беларуса. Не выучить гимн, как песню к новому году, а дать возможность детям понять, что гимн призван пробуждать патриотические чувства в сердце каждого гражданина. Не просто знать имена выдающихся деятелей Беларуси, а по настоящему гордиться ими, чтобы, возможно, в будущем стать одними из них. Наша задача формировать патриотическую культуру у детей дошкольного возраста, воспитать патриотов своей Родины, здоровую нацию, чтобы через 20 лет они не повторяли ошибок прошлых лет.
3. Деловая игра "Педагогический экспресс "Патриот" (ведущий Козик Д.О.)
Прежде чем формировать какие-либо представления у воспитанников мы сами и наши педагогические работники должны быть достаточно компетентны в направлении патриотического вопситания. По этому предлагаю вам принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс «Патриот». Мы с вами отправимся в небольшое путешествие по маршруту «Гражданско-патриотическая культура детей дошкольного возраста».
Цель деловой игры: повышение профессионального уровня руководителей по направлению гражданско-патриотической культуры.
Прежде чем мы начнём оговорим простые правила игры:
1. Принимать активное участие в игре;
2. Уметь слушать и слышать своих коллег;
3. Соблюдать культуру речи и тактичность.
За каждый правильный ответ участник получает житон, в конце игры мы подведём итоги, кто же знает данное направление лучше всех.
Задание №1 «Вопрос - ответ» (необходимо дать термин по следующим определниям):
1. Особыйполитический институт, который обеспечивает социальную защищённость населения, оборону и безопасность страны. (Государство)
2. Крупная территория, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна)
3. Символ государства, его суверенитета, прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов. (Флаг)
4. Официальная эмблема государства. (Герб)
Задание №2 «Символы Республики Беларусь»
Что означают цвета Белорусского флага?
Красный (символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело)
Зелёный (цвет Природы)
Белый (свобода)
Красный узор орнамента на белом поле (символ культуры, духовного богатства, народного единства).
Что означают элементы на гербе?
Контур Беларуси в центре (символизирует территориальную целостность страны в её признанных другими странами границах)
Изображение Земли и солнца (отражают древние традиции нашего народа, который в дохрестианские времена поклонялся матери-Земле и Солнцу. В современной трактовке эти символы означают расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землёй-кормилицей. Земля в лучах солнца - главный знак жизни)
Пятиконечная красная звезда (символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов, символ охраны и безопасности. Её присутствие в верхней части герба Беларуси символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, к которой готов каждый белорусскийй гражданин)
Венок из спелых ржаных колосьев, украшенный цветами клевера и льна, обвитый лентой цветов Госудасртвенного флага (символизирует неистощимое плодородие и щедрое изобилие. Венок является символом славы, чести, величия, а также знаком связи между потомками и предками. Рожь -основная зерновая культура Беларуси. Лён и клевер - важнейшие кормовые и технические культуры - традиционные составляющие нашего сельского хозяйства. Всё вместе символизирует труд и богатство, которое даётся именно трудом)
Задание №3 «Перакладчыкі» (переведите слова на беларусский язык):
огонёк (агенчык),
лучик (праменьчык),
камешек (каменьчык),
аист (бусел),
юбка (спадніца),
сундук (куфар),
государство (дзяржава),
родина (радзіма),
ребёнок (дзіця),
воспитатель (выхавальнік),
педагог (педагог),
образование (адукацыя),
воспитание (выхаванне),
патриотизм (патрыятызм),
спасибо (дзякую),
пожалуйста (калі ласка),
журнал (часопіс),
возможность (магчымасць),
вещи (рэчы),
язык (мова),
искусство (мастацтва),
хозяин (гаспадар).
Итог: вот и подходит наша деловая игра к концу. Давайте подсчитаем количество жетонов каждого участника и выявим победителя нашей деловой игры. Поздравляем победителя.
Фото-отчёт:
раскрыть » / « свернуть