Научно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 августа 2022 г. № 229 «Об утверждении учебной программы дошкольного образования»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 8 жніўня 2022 г. № 235 «Аб змяненні пастановы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 жніўня 2019 г. №139»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15 жніўня 2019 г. № 139 «Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага плана дашкольнай адукацыі»
- Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 15.07.2020 г. № 197 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі»
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О деятельности учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2024/2025 учебном году»
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О деятельности учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, при организации образовательного процесса для обучающихся с особенностями психофизического развития в 2024/2025 учебном году»
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования»
- Методические рекомендации по организации образовательного процессав группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса в домах ребенка
- Примерный перечень учебных изданий, допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, для использования в 2024/2025 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (основной)
- Пералік вучэбных выданняў для выкарыстання ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, адукацыйныя праграмы спецыяльнай адукацыі на ўзроўні дашкольнай адукацыі, у якасці вучэбных дапаможнікаў для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) у 2024/2025 навучальным годзе
- Примерный перечень учебных изданий, рекомендованных в качестве соответствующего вида учебного издания организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, для использования в 2024/2025 учебном году в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (дополнительный)
- Перечень новой учебно-методической литературы для учреждений образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, к 2024/2025 учебному году
- Пералік новай вучэбна-метадычнай літаратуры, выдадзенай на беларускай мове, для ўстаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйную праграму дашкольнай адукацыі, да 2024/2025 навучальнага года
- Перечень учебных изданий, рекомендованных для использования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью
Нормативные правовые документы, регулирующие работу с обращениями граждан и юридических лиц:
- Директива Президента Республики Беларусь № 2 от 27 декабря 2006 г. «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»
- Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 N 300-З (ред. от 28.06.2022) «Об обращениях граждан и юридических лиц»
- Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 N 498 (ред. от 14.11.2022) «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 N 1786 (ред. от 19.12.2022) «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2012 N 667 (ред. от 26.07.2017) «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц»
Со 2 января 2023 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-3 «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».Вносятся изменения в порядок подачи и рассмотрения обращений.
- В первую очередь, изменения коснутся порядка подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации. Заявители будут вносить такие обращения через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.
- Это значит, что действующие в настоящее время способы (или способ) подачи электронных обращений - размещение в специальной рубрике на официальном сайте организации в сети Интернет и (или) направление на адрес электронной почты не будут применяться в работе. Соответственно, направленное таким образом обращение не будет рассматриваться в рамках Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон об обращениях).
- С учетом этого, в Законе об обращениях изменяется и само понятие «электронное обращение» - это обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений.
- Система учета и обработки обращений будет обеспечивать возможность подачи электронных обращений и получения результатов их рассмотрения. Для этого создается отдельный сайт Мир://обращения.бел), на котором заявителям необходимо будет пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых для регистрации данных.
- Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно. Через свой личный кабинет заявитель сможет направить обращения в необходимый для него государственный орган или организацию, а по результатам рассмотрения обращения ответы на них будут направляться заявителю в личный кабинет. В то же время, если заявитель в своем электронном обращении попросит дать ему письменный ответ, то такой ответ ему будет дан в установленном порядке.
- Внедрение системы учета и обработки обращений в работу государственных органов и организаций позволит автоматизировать процессы учета и обработки обращений, обеспечить хранение обращений и результатов их рассмотрения, а также исключить возможность злоупотребления правом на обращение со стороны заявителя - ведь в практике имеются случаи, когда граждане направляли обращения под вымышленными именами или от других лиц.
- Закон об обращениях дополнен статьей 25-1, в которой определен порядок работы с обращениями, носящими массовый характер. Такими обращениями будут считаться как электронные, так и письменные обращения аналогичного характера в количестве более десяти, при этом ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.
- Изменения коснулись и использования книги замечаний и предложений. С нового 2023 года существенно сужается круг организаций, в которых она будет вестись. Такая книга будет обязательна только в организациях и у индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Конкретный перечень сфер, деятельность в которых потребует ведения книги замечаний и предложений, будет определен Советом Министров Республики Беларусь. Эти изменения основаны на практике, показавшей нецелесообразность ведения книги замечаний в некоторых организациях, а в отдельных случаях - использование ее не по назначению, в том числе как инструмент подачи письменного обращения.
- Расширен перечень оснований, по которым обращения (как письменные, так и устные) могут быть оставлены без рассмотрения по существу. Так, обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу в случае, когда содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. Самая распространенная ситуация злоупотребления правом на обращение - когда заявитель направляет многочисленные обращения, несмотря на то, что его обращения неоднократно всесторонне и в полном объеме рассматривались и заявителю дан исчерпывающий ответ по существу поставленных вопросов.
- Остается в силе требование о необходимости уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу.
- Кроме того, устное обращение можно будет оставлять без рассмотрения по существу, если заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение.
- Некоторые изменения и дополнения внесены и в части оснований для отказа в личном приеме, записи на личный прием.
- Так, должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники этих организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, будут вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием: когда заявитель применяет технические средства без согласия должностного лиц, проводящего прием, и отказывается остановить их применение; в случае непредъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.
- Кроме того, отказ будет правомерным и в случае, когда заявителю уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы (и не только в ходе личного приема, как это определено в действующей редакции Закона об обращениях).
- Изменения в Законе об обращениях также конкретизируют способы ознакомления заявителей с материалами, непосредственно относящимся к рассмотрению их обращений, заявители будут иметь право делать выписку из них, а также осуществлять их фотосъемку (за исключением материалов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено). Отсутствие четкого регулирования таких вопросов ранее нередко вызывало проблемные ситуации при взаимодействии государственных органов и организаций с гражданами.
- Внесли коррективы в Закон об обращениях развитие законодательства о персональных данных. В этой связи статья 14 Закона об обращениях дополнена новой частью, устанавливающей, что если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ с сообщением о невозможности предоставления ему такой информации.
- В Закон об обращениях внесены дополнения в части правовых оснований, позволяющих не направлять ответ заявителю. Так, это будет иметь место в случае наличия соответствующей просьбы заявителя.
- Необходимо отметить, что все изменения и дополнения внесены в Закон об обращениях с учетом практики работы государственных органов и организаций и направлены на совершенствование организации работы с обращениями граждан и юридических лиц.
Нормативные правовые акты, регламентирующие выполнение административных процедур:
- Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения»
- Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 года № 433-3 «Об основах административных процедур» (в редакции от 14.10.2022)
- Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (в редакции от 30.12.2022)
- Указ Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 г. № 202 «О службе «одно окно»
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2018 г. № 740 «Об административных процедурах, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно» (в редакции от 27.02.2023)
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2020 г. № 541 «О документах, запрашиваемых при осуществлении административных процедур» (в редакции от 27.02.2023)
- Рекомендации Министерства Юстиции Республики Беларусь 19 июля 2010 г. «Рекомендации по размещению в государственных органах и иных организациях информации для граждан о работе на основе заявительного принципа «одно окно»
- Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 мая 2009 г. № 39 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организация»