Технология интеллектуально-творческого развития В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
В конце 90-х гг XX века была реализована идея создания технологии интеллектуально-творческого развития детей раннего и дошкольного возраста В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Авторская технология интегрирует сразу несколько технологий: игровые технологии, элементы ТРИЗ, проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии. Цель технологии «Сказочные лабиринты игры» - интеллектуально – творческое развитие детей в игре.
Задачи:
- Развитие у ребенка познавательного интереса, желание и потребность узнавать новое;
- Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
- Развитие воображения, креативности мышления;
- Формирование представлений об окружающем мире, математических речевых умений.
Особенности технологии:
- Широкий возрастной диапазон участников игр (с одной и той же игрой могут заниматься дети раннего, дошкольного возраста, а также школьники), так как в каждой игре есть система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий;
- Многофункциональность развивающих игр (с одной стороны с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач, с другой стороны одну задачу можно решать с помощью разных игр. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры или буквы, узнает или запоминает сенсорные эталоны, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует познавательные психические процессы, учится сопереживать героям сказки, делать нравственный выбор.
- Вариативность. Во-первых, в рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребенка, ориентируясь на его зону ближайшего развития. Во-вторых, каждая игра предполагает множество вариаций ее проигрывания, возможности придумывания все новых и новых способов занятий с ней. Вариативность определяется конструкциями игр и сочетания материалов, из которых они сделаны.
- Сказочная огранка. В основе технологии сказочные сюжеты. Вся технология выстроена на создании и использовании в работе с детьми «длительных» и «быстрых» сказок. «Длительные сказки» проходят в несколько занятий и завязаны на одной игре, например «Сказка Ворона Метра», или «Сказка об удивительных приключениях-превращениях Квадрата» - игра «Квадрат Воскобовича двухцветный».
Алгоритм построения «Быстрой сказки» следующий:
- «взрослая задача»
- Создание / использование модели
- Мультипликация (оживление),
- Проблемная ситуация,
- Разрешение проблемной ситуации
- Проверка выполнения «взрослой» задачи.
Обязательное условие для создания сказки – внесение в нее проблемного элемента. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
- Взаимосвязь развивающих пособий. Существуют четкие и логические связи между играми. Каждая развивающая игра включает в себя определенную систему.
- Широта использования. Уникальность развивающих игр состоит в том, что их можно использовать как в учреждениях дошкольного образования, так и в домашних условиях. Также развивающие игры можно использовать педагогу-психологу, учителю-дефектологу.
- Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в реальности и детям, и взрослым.
- Комфортность, которая обеспечивается рядом факторов: качественное изготовление игр (легкость и качество игр, надежность, безопасность, красочность (производит Компания «Развивающие игры Воскобовича)); методическое сопровождение (инструкция, методические разработки, фото и видео материалы по использованию, блог и т.д.) (www.geokont.ru; www.voskobovich.su); мобильность игр. Важно, что педагогу не приходится тратить время на подготовку материалов к занятию.
- Технология с «открытым кодом». Ассортимент игр, материалы для их изготовления постоянно увеличиваются, совершенствуются, изменяются, а также пополняются методические разработки с их использованием.
В Российской федерации, Казахстане и Беларуси открыты тьюторские центры, сотрудники которых мотивируют и обучают педагогов к использованию в своей деятельности технологии В.В.Воскобовича. В основу классификации игр, входящих в технологию «Сказочные лабиринты игры», могут быть положены разные признаки:
- направленность,
- возраст детей,
- соответствие учебной программе дошкольного образования.
По направленности игровые средства можно разделить на три категории:
- универсальные (применимые на любом содержании)
- предметные (направленные на освоение грамоты и формирование математических представлений)
- конструктивные (включающие в себя различного рода конструкторы)
1. Игровые средства — комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик».
«Коврограф Ларчик» позволяет выполнять интересные и эффективные игровые упражнения, направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Данный комплекс содействует сенсорному развитию детей, обучению способам обследования предметов, выполнению сложных глазомерных действий. Коврограф является отличным подспорьем в математическом развитии детей и их знакомстве с окружающим миром.
В комплекс «Коврограф Ларчик», являющийся фронтальным игровым средством, входят: игровое поле «Коврограф Ларчик»; комплекты «Разноцветные веревочки 1, 2»1, «Круговерт и стрелочка», «Буквы, цифры, знаки на прозрачной основе», «Карточки отрицания», «Зажимы на липучках», «Кармашки»; набор «Разноцветные кружки 1, 2»; пособие «Разноцветные квадраты»; наборы карточек «Забавные буквы» (образы букв), «Забавные цифры» (образы цифр), «Разноцветные гномы» (образы цвета) ; образные пространственные карточки «Лев — Павлин — Пони — Лань»; «Касса трехрядная»; персонажи «Слон» и «Слоник» (Лип-Лип, Ляп-Ляп).
Приложения к комплекту «Коврограф Ларчик»: пособия «Набор букв и знаков Ларчик»2, «Набор цифр и знаков Ларчик», «Умные стрелочки Ларчик».
Для индивидуальной работы каждого ребенка с комплектом В. В. Вос-кобовичем разработан игровой комплект «МиниЛарчик», с которым ребенок может работать за своим столом. В него входят игровое поле «МиниЛарчик» и «Волшебный сундучок „МиниЛарчик"», в который включены комплекты «Разноцветные веревочки 1», «Круговерт и стрелочка», набор «Разноцветные кружки 1», персонажи «Слон» и «Слоник» (Лип-Лип, Ляп-Ляп) и мини-версии пособия «Разноцветные квадраты», наборов карточек «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные гномы», образных пространственных карточек «Лев — Павлин — Пони — Лань».
2. Графическое универсальное средство — игровой графический тренажер «Игровизор» с печатными приложениями.
Графический тренажер позволяет ребенку рисовать любые фигуры, буквы, цифры, переносить изображения по клеточкам, выполнять графические диктанты на ориентировку в пространстве листа. В отличие от обычного рисования, «Игровизор» значительно повышает функциональность и результативность выполнения каждого задания, так как есть возможность исправления ошибок, использования листов самоконтроля и создания у ребенка ситуации успеха.
В комплект «Игровизор» входят: графический тренажер «Игровизор», маркер на водной основе, приложения («Лабиринты Букв. Выпуск 1» (гласные), «Лабиринты Букв. Выпуск 2» (согласные); «Лабиринты Цифр. Выпуск 1» (счет до 5), «Катя, Рыжик и Рыбка» (геометрические представления), «Игровой калейдоскоп 1»).
- Сказочное универсальное средство — развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».
Не только способствует организации пространства, но и позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных учебной программой дошкольного образования. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей, живущих в этом лесу, и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. У дошкольников эффективно развиваются психические процессы внимания, памяти, мышления, воображения, активизируется речь, происходит раннее творческое развитие.
В комплектацию входят: ковролиновая основа с модульными элементами (небо, земля, лужайка), переносные элементы (озеро с кувшинками; солнышко и облака; деревья, ели, листья; птицы; насекомые (бабочка, стрекоза, божья коровка); животные (ежик, лягушка, мышка, змейка, ящерица, улитка); золотые плоды; следы; цветок).
4. Сказочные образы (персонажи и предметы).
Эти образы вводят ребенка в атмосферу сказки. Малыш сопереживает героям и событиям, происходящим с ними. Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме. За каждой сказочной областью, включающей ряд игр, закреплены определенные персонажи, от лица которых осуществляются сказочные действия.
Постепенно сказочные образы стали пополняться атрибутами (следы Незримки Всюся, автомобили для жителей Фиолетового леса и др.). Серия «Автосказка» включает в себя четыре альбома.
II. Предметные игровые средства
1. Комплект «Играем в математику».
Направлен на развитие логико-математического опыта детей. Игры, входящие в комплект, способствуют развитию сенсорных и познавательных способностей, пространственного и логического мышления, воображения, произвольности и концентрации внимания. Через игру дети получают представления о количественном составе чисел, овладевают счетом, знакомятся с дробями и геометрическими фигурами. Все игры комплекта способствуют развитию мелкой моторики рук, способностей к конструированию.
В комплект входят следующие игры: «Математические корзинки 5», «Математические корзинки 10», «Планета умножения», «Счетовозик», «Кораблик „Плюх-Плюх"», «Кораблик „Брызг-Брызг" Ларчик», «Кораблик „Буль-Буль" Ларчик».
Дополнительно для решения задач математического развития также используются игры и пособия В. В. Воскобовича, уже описанные ранее (комплекс «Коврограф Ларчик» и приложения к нему, комплект «Мини-Ларчик», графический тренажер «Игровизор» с приложениями «Лабиринты Цифр. Счет до 5», «Катя, Рыжик и Рыбка», «Игровой калейдоскоп 1»), а также комплекты игр, которые будут освещены в рамках «Конструктивного блока» (игры из комплектов «Геоконт», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо-конструкторы», «Эталонные конструкторы» и «Знаковые конструкторы».
2. Комплект «Чтение через игру».
Комплект развивающих игр В. В. Воскобовича «Чтение через игру» в игровой форме знакомит детей со звуками и буквами, способствует обучению дошкольников чтению в слоговой системе, развитию и закреплению навыков чтения, словотворчества.
В комплект входят: пособие «Теремки Воскобовича», комплект «Скла-душки с CD», игры «Читайка на шариках 1» и «Читайка на шариках 2», игры серии «Эрудиты» («Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Парусник»).
Дополнительно для решения задач речевого развития и обучения чтению используются следующие игры и пособия В. В. Воскобовича: развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», комплекс «Коврограф Ларчик» и приложения к нему, комплект «МиниЛарчик», графический тренажер «Игровизор» с приложениями «Лабиринты Букв. Гласные», «Лабиринты Букв. Согласные», «Игровой калейдоскоп 1»), комплекты «Конструктор "Геоконт"» и «Знаковые конструкторы».
III. Конструктивные игровые средства
Многофункциональные конструкторы направлены на логико-математического развитие детей, развитие сенсорных и познавательных способностей, обучение конструированию, развитие глазомера и мелкой моторики обеих рук, кроме того, они способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения).
1. Комплект «Конструктор "Геоконт"».
Конструктор «Геоконт» способствует развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать простейшие обобщения и интерпретировать их. На основе образного видения формируются геометрические представления (строение геометрических фигур, углов, понятия «отрезок», «луч», «прямая» и др.) - Через игру развиваются конструктивные умения, происходит тренировка мелких движений пальцев.
В комплект входят: игры «Геоконт „Великан"», «Геоконт „Малыш"», «Геоконт „Штурвал. Алфавит"», методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава, или Сказка об удивительном Геоконте», плакат «Геоконт. Алфавит», игра «Геовизор», комплект «Резинки „Радуга"».
- Комплект «Конструктор "Игровой квадрат"».
Основная цель конструктора «Игровой квадрат» — предоставить ребенку возможность для развития способностей, творческой самореализации, самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности. Данный конструктор помогает решить ряд образовательных задач, таких как развитие представлений о сенсорных свойствах и качествах, освоение приемов конструирования геометрических фигур и алгоритма сложения предметных форм.
В комплект «Игровой квадрат» входят: игры «Квадрат Воскобовича двухцветный», «Квадрат Воскобовича четырехцветный», «Змейка», «Тре-узорчик Ларчик», методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях-превращениях Квадрата».
3. Комплект «Конструктор "Прозрачный квадрат"».
Конструктор «Прозрачный квадрат» является эффективным средством накопления детьми логико-математического опыта, дающего возможность познавать мир самостоятельно. В частности, он знакомит детей с элементарными математическими представлениями и понятиями, способствует развитию психических процессов, развивает способности к абстрагированию, анализу, сравнению и обобщению.
В комплект «Прозрачный квадрат» входят: игры «Прозрачный квадрат», «Прозрачный квадрат Ларчик», «Прозрачная цифра», «Домино», методическая сказка «Нетающие льдинки озера Айс, или Сказка о Прозрачном квадрате».
4. Комплект «Чудо-конструкторы».
Комплект «Чудо-конструкторы» способствует обогащению представлений о сенсорных свойствах и качествах, развитию сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины), освоению количественного счета, отношений «часть — целое» и пространственных отношений, тренировке мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов, формированию конструктивных умений и навыков, а также развитию психических процессов.
В комплект «Чудо-конструкторы» входят: игры «Чудо-Крестики 1», «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Крестики 2 Ларчик», «Чудо-Крестики 3», «Чудо-Соты 1», «Чудо-Соты 1 Ларчик», «Чудо-Цветик», трафареты «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1», настольные игры «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1», альбомы фигурок «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1».
- Комплект «Эталонные конструкторы».
Комплект «Эталонные конструкторы» в игровой форме дает представление об основных сенсорных эталонах (форме, цвете, размере), развивает психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), учит выстраивать логические связи и зависимости, объединять части и целое, способствует тренировке мелкой моторики обеих рук.
В комплект «Эталонные конструкторы» входят: игры «Фонарики», «Фонарики Ларчик», «Логоформочки 3», «Логоформочки 5», «Логоформочки Визор», «Логоформочки Ларчик», «Черепашки Пирамидка», «Черепашки Ларчик», «Лепестки Магнит»1, «Ёлочка Радужная», «Ёлочка Двухцветная», трафарет «Логоформочки», пособия «Лепестки Ларчик», «Разноцветные лепестки Ларчик», «Ёлочка Ларчик», «Эталонные фигуры Ларчик».
- Комплект «Знаковые конструкторы».
В комплект «Знаковые конструкторы» входят игры-головоломки, позволяющие в игровой форме проводить тактильный и оптический анализ букв, цифр, конструировать их, что способствует запоминанию графического образа каждой буквы и цифры. В процессе конструирования у детей развиваются психические процессы (внимание, память, мышление, воображение), совершенствуется мелкая моторика и координация движений пальцев рук.
Комплект «Знаковые конструкторы» состоит из игр «Конструктор букв 1», «Конструктор букв 3», «Конструктор букв Ларчик», «Волшебная восьмерка 1», «Волшебная восьмерка 2», «Волшебная восьмерка 3», «Волшебная восьмерка Магнит», «Шнур-Затейник», «Шнур-Малыш».
Опыт взаимодействия с педагогами показывает, что они зачастую испытывают затруднения, связанные с названиями игр, пособий и персонажей.
Классификация игр по возрастам
Ранний возраст (1-3 года)
В возрасте от 1 года до 3 лет возрастает речевая активность ребенка, общение со взрослыми становится не только эмоциональным, но и познавательным. Для детей характерно наглядно-действенное мышление.
Активно развивается ориентировочно-познавательная деятельность. Ребенок уже различает цвет, форму, размеры предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. Интенсивно развивается самостоятельность.
Для развития детей раннего возраста разработаны следующие игры и игровые пособия:
- развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»;
- игровой комплекс «Коврограф Ларчик»;
- игровой комплект «МиниЛарчик»;
- игра «Кораблик "Плюх-Плюх"»;
- комплект «Складушки с CD»;
- игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»;
- игра «Чудо-Крестики 1»;
- игра «Чудо-Соты 1»;
- игра «Чудо-Соты 1 Ларчик»;
- игра «Лепестки Ларчик»;
- пособие «Разноцветные лепестки Ларчик»;
- игра «Лепестки Магнит»;
- пособие «Ёлочка Ларчик»;
- пособие «Эталонные фигуры Ларчик»;
- игра «Фонарики»;
- игра «Фонарики Ларчик»;
- игра «Логоформочки 3»;
- игра «Логоформочки Ларчик»;
- игра «Черепашки Пирамидка»;
- игра «Черепашки Ларчик»;
- игра «Шнур-Малыш».
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Ребенок отделяет себя от взрослого и желает быть как взрослый — проявление интенции к самостоятельности в феномене «я сам». Он охотнее начинает вступать в общение со сверстниками, способен к эмоциональной отзывчивости. Начинает развиваться воображение, внимание еще непроизвольное, память непосредственна и имеет яркую эмоциональную окраску, мышление наглядно-действенное. В этом возрасте сформированы основные сенсорные эталоны (цвет, форма, размер, пространственные и временные представления). Конструирование носит процессуальный характер.
Для развития детей младшего дошкольного возраста В. В. Воскобови-чем разработан ряд игр и игровых пособий:
- развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»;
- игровой комплекс «Коврограф Ларчик»;
- игровой комплект «МиниЛарчик»;
- набор «Разноцветные липучки Ларчик»
- пособие «Набор букв и знаков Ларчик»;
- пособие «Набор цифр и знаков Ларчик»;
- пособие «Умные стрелочки Ларчик»;
- графический тренажер «Игровизор» с приложениями («Лабиринты Цифр. Счет до 5», «Катя, Рыжик и Рыбка» (геометрические представления);
- игра «Математические корзинки 5»;
- игра «Кораблик „Плюх-Плюх"»;
- пособие «Теремки Воскобовича»;
- комплект «Складушки с CD»;
- игра «Геоконт „Великан"»;
- игра «Геоконт „Малыш"»;
- игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»;
- игра «Треузорчик Ларчик»;
- игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный»;
- конструктор «Прозрачный квадрат»;
- игра «Прозрачный квадрат Ларчик»;
- игра «Прозрачная цифра»;
- игра «Чудо-Крестики 1»;
- игра «Чудо-Крестики 2»;
- игра «Чудо-Крестики 2 Ларчик»;
- альбом фигурок «Чудо-Крестики 2»;
- трафарет «Чудо-Крестики 2»;
- игра «Чудо-Соты 1»;
- игра «Чудо-Соты 1 Ларчик»;
- альбом фигурок «Чудо-Соты 1»;
- трафарет «Чудо-Соты 1»;
- игра «Чудо-Цветик»;
- игра «Фонарики»;
- игра «Фонарики Ларчик»;
- игра «Логоформочки 3»;
- игра «Логоформочки Ларчик»;
- трафарет «Логоформочки»;
- игра «Черепашки Пирамидка»;
- игра «Черепашки Ларчик»;
- игра «Лепестки Ларчик»;
- пособие «Разноцветные лепестки Ларчик»;
- игра «Лепестки Магнит»;
- игра «Ёлочка Радужная»;
- игра «Ёлочка Двухцветная»;
- пособие «Ёлочка Ларчик»;
- пособие «Эталонные фигуры Ларчик»;
- игра «Волшебная восьмерка 1»;
- игра «Волшебная восьмерка 3»;
- игра «Волшебная восьмерка Ларчик;
- игра «Волшебная восьмерка Магнит»;
- игра «Шнур-Затейник»;
- игра «Шнур-Малыш».
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Развивается инициативность и самостоятельность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок стремится к интеллектуальному общению, начинает устанавливать причинно-следственные связи, овладевает способами использования сенсорных эталонов, придерживается последовательности обследования. Восприятие становится осмысленным и целенаправленным, мышление — наглядно-образным, воображение — репродуктивным, внимание — более устойчивым. Появляются действия по плану и правилам. Конструирование носит продуктивный характер.
Для развития детей среднего дошкольного возраста разработаны игры и игровые пособия:
- развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»;
- игровой комплекс «Коврограф Ларчик»;
- игровой комплект «МиниЛарчик»;
- набор «Разноцветные липучки Ларчик»
- пособие «Набор букв и знаков Ларчик»;
- пособие «Набор цифр и знаков Ларчик»;
- пособие «Умные стрелочки Ларчик»;
- графический тренажер «Игровизор» с приложениями;
- игра «Математические корзинки 5»;
- игра «Математические корзинки 10»;
- игра «Счетовозик»;
- игра «Кораблик „Плюх-Плюх"»;
- игра «Кораблик „Брызг-Брызг" Ларчик»;
- пособие «Теремки Воскобовича»;
- комплект «Складушки с CD»;
- игра «Читайка на шариках 1»;
- игры-эрудиты («Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Парусник»);
- игра «Геоконт „Великан"»;
- игра «Геоконт „Малыш"»;
- комплект «Резинки „Радуга"»;
- игра «Геовизор»;
- игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»;
- игра «Треузорчик Ларчик»;
- игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный»;
- игра «Змейка»;
- игра «Прозрачный квадрат»;
- игра «Прозрачный квадрат Ларчик»;
- игра «Прозрачная цифра»;
- игра «Домино»;
- игра «Чудо-Крестики 1»;
- игра «Чудо-Крестики 2»;
- игра «Чудо-Крестики 2 Ларчик»;
- игра «Чудо-Крестики 3»;
- игра «Чудо-Соты 1»;
- игра «Чудо-Соты Ларчик»;
- альбомы фигурок («Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1»);
- настольные игры («Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1»);
- трафареты («Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1»);
- игра «Чудо-Цветик»;
- игра «Фонарики»;
- игра «Фонарики Ларчик»;
- игра «Логоформочки 3»;
- игра «Логоформочки 5»;
- игра «Логоформочки Ларчик»;
- трафарет «Логоформочки»;
- игра «Логоформочки Визор»;
- игра «Черепашки Пирамидка»;
- игра «Черепашки Ларчик»;
- игра «Лепестки Ларчик»;
- пособие «Разноцветные лепестки Ларчик»;
- игра «Лепестки Магнит»;
- игра «Ёлочка Радужная»;
- игра «Ёлочка Двухцветная»;
- пособие «Ёлочка Ларчик»;
- пособие «Эталонные фигуры Ларчик»;
- игра «Конструктор букв 1»;
- игра «Конструктор букв 3»;
- игра «Конструктор букв Ларчик»;
- игра «Волшебная восьмерка 1»;
- игра «Волшебная восьмерка 2»;
- игра «Волшебная восьмерка 3»;
- игра «Волшебная восьмерка Ларчик;
- игра «Волшебная восьмерка Магнит»;
- игра «Шнур-Затейник»;
- игра «Шнур-Малыш»;
- альбомы-пособия «Автосказка».
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Расширяется мотивационная сфера за счет развития социальных, познавательных мотивов и саморегуляции. У ребенка появляются устойчивые нравственные чувства и эмоции. Поведение начинает выстраиваться с учетом интересов и потребностей других людей. Расширяются и углубляются представления о цвете, форме, величине предметов. Ребенок обследует предметы, ориентируясь на весь комплекс признаков. Внимание становится более устойчивым и произвольным, воображение — богаче и оригинальнее, увеличивается объем и устойчивость памяти. Развивается наглядно-образное мышление, позволяющее решать сложные задачи с использованием обобщающих наглядных средств (схемы, чертежи) и обобщающих представлений о свойствах различных предметов и явлений. В конструировании ребенок овладевает композицией.
Для развития детей старшего дошкольного возраста разработаны следующие игры и игровые пособия:
- развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»;
- игровой комплекс «Коврограф Ларчик»;
- игровой комплект «МиниЛарчик»;
- набор «Разноцветные липучки Ларчик»
- пособие «Набор букв и знаков Ларчик»;
- пособие «Набор цифр и знаков Ларчик»;
- пособие «Умные стрелочки Ларчик»;
- графический тренажер «Игровизор» с приложениями;
- игра «Математические корзинки 10»;
- игра «Планета умножения»;
- игра «Счетовозик»;
- игра «Кораблик „Плюх-Плюх"»;
- игра «Кораблик „Брызг-Брызг" Ларчик»;
- игра «Кораблик „Буль-Буль" Ларчик»;
- пособие «Теремки Воскобовича»;
- комплект «Складушки с CD»;
- игра «Читайка на шариках 1»;
- игра «Читайка на шариках 2»
- игры-эрудиты («Яблонька», «Снеговик», «Ромашка», «Парусник»);
- игра «Геоконт „Великан"»;
- игра «Геоконт „Малыш"»;
- игра «Геоконт „Штурвал. Алфавит"»;
- плакат «Геоконт. Алфавит»;
- комплект «Резинки „Радуга"»;
- игра «Геовизор»;
- игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»;
- игра «Треузорчик Ларчик»;
- игра «Квадрат Воскобовича четырехцветный»;
- игра «Змейка»;
- игра «Прозрачный квадрат»;
- игра «Прозрачный квадрат Ларчик»;
- игра «Прозрачная цифра»;
- игра «Домино»;
- игра «Чудо-Крестики 2»;
- игра «Чудо-Крестики 2 Ларчик»;
- игра «Чудо-Крестики 3»;
- игра «Чудо-Соты 1»;
- игра «Чудо-Соты Ларчик»;
- альбомы фигурок («Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1»);
- настольные игры («Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1»);
- трафареты («Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1»);
- игра «Чудо-Цветик»;
- игра «Фонарики»;
- игра «Фонарики Ларчик»;
- игра «Логоформочки 5»;
- игра «Логоформочки Ларчик»;
- трафарет «Логоформочки»;
- игра «Логоформочки Визор»;
- игра «Черепашки Пирамидка»;
- игра «Черепашки Ларчик»;
- игра «Лепестки Ларчик»;
- пособие «Разноцветные лепестки Ларчик»;
- игра «Лепестки Магнит»;
- игра «Ёлочка Радужная»;
- игра «Ёлочка Двухцветная»;
- пособие «Ёлочка Ларчик»;
- пособие «Эталонные фигуры»;
- игра «Конструктор букв 1»;
- игра «Конструктор букв 3»;
- игра «Конструктор букв Ларчик»;
- игра «Волшебная восьмерка 1»;
- игра «Волшебная восьмерка 2»;
- игра «Волшебная восьмерка 3»;
- игра «Волшебная восьмерка Ларчик;
- игра «Волшебная восьмерка Магнит»;
- игра «Шнур-Затейник»;
- игра «Шнур-Малыш»;
- альбомы-пособия «Автосказка».
Классификация игр в аспекте реализации учебной программы дошкольного образования
Разделение игр и пособий В. В. Воскобовича по образовательным областям весьма условное, так как большинство пособий реализуют целый комплекс образовательных задач.
Социально-коммуникативное развитие направлено на совершенствование навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости.
Социально-коммуникативному развитию детей способствуют игры и игровые пособия, предполагающие общение детей друг с другом в парах, командах, формирование чувства эмпатии, сопереживания, а также материалы, которые можно использовать для выполнения упражнений соревновательного характера. Яркими примерами могут выступать коллективные настольные игры («Планета умножения», «Домино», «Чудо-Крестики 2», «Чудо-Соты 1»), игры-соревнования с конструкторами («Геоконт „Малыш"», «Прозрачный квадрат» и пр.). С позиции развития эмоциональной сферы прекрасно себя зарекомендовали сказочные образы — жители Фиолетового леса и альбомы серии «Автосказка».
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности, познавательных интересов детей, сенсорное развитие, становление познавательной мотивации и формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Изначально игры и пособия, созданные В. В. Воскобовичем, были направлены преимущественно на развитие интеллектуальных качеств детей, поэтому неудивительно, что практически все игры так или иначе подходят для решения задач познавательного развития дошкольников.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задача речевого развития реализована во всех игровых комплектах, поскольку все игры подразумевают оречевление действий, обращение к сказочным сюжетам. С позиции подготовки к обучению грамоте, можно выделить игры и пособия, входящие в состав комплекта «Чтение через игру», а также игры «Геоконт „Малыш"», «Геоконт „Штурвал. Алфавит"», плакат «Геоконт. Алфавит», «Конструктор букв 1», «Конструктор букв 3», комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик», пособие «Набор букв и знаков Ларчик», графический тренажер «Игровизор» с приложениями «Лабиринты Букв. Гласные», «Лабиринты Букв. Согласные», «Игровой калейдоскоп», развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».
Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру, стимулирование сопереживания персонажам, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модульной, музыкальной и др.), развитие воображения, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Для реализации задач художественно-эстетического развития детей особенно подходят следующие игры и игровые пособия: развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», игровой комплекс «Коврограф Ларчик», игровой комплект «МиниЛарчик», графический тренажер «Игровизор», комплект «Складушки с CD», практически весь состав комплекта «Эталонные конструкторы».
Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление ценностей здорового образа жизни и проч.
Физическому развитию способствуют большинство игр и игровых пособий. Формирование мелкой моторики пальцев рук эффективно осуществляется при использовании конструкторов, игр со шнурками (например, «Шнур-Малыш», «Яблонька» и др.), крупная моторика задействуется при применении развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес», игрового комплекса «Коврограф Ларчик».
Алгоритм по освоению развивающей технологии В.В.Воскобовича
- Изучение методической литературы, которая поможет педагогам оценить весь потенциал развивающих игр и их взаимосвязь со сказочными героями понять, как реализовываются цели технологии через циклы тематических занятий во всех возрастных группах.
- Создание условий. Здесь может быть два варианта. Создание специально оборудованной комнаты, где на стене размещаются «Фиолетовый лес» и другие пособия, либо создание уголка выделенного в группе. Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу хотя бы одним комплексом игр и игровых пособий (на подгруппу).
- Выбор направления работы для реализации технологии существенно облегчит структурирование его деятельности и повысит эффективность его работы.
Развивающие игры могут являться частью занятия и выполнять роль демонстрационного или раздаточного материала. Также проводится занятие полностью построенное на играх В.В. Воскобовича.
Структура занятия с использованием игр В.Воскобовича.
В вводной части дается установка, обеспечивается мотивация. Правильная мотивация – залог успешной познавательной деятельности детей. Это может быть появление сказочного персонажа «Фиолетового леса», нахождение письма, сундука или загадочного предмета. В основной части решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи в различных игровых ситуациях. Каждое занятие – это придуманная педагогом сказка, в ходе которой дети действуют согласно заданному сюжету. В процессе проведения основной части педагогу важно учитывать следующее: оптимальное сочетание разных видов деятельности, в том числе и двигательной; использование на занятии разных видов игр, поддержку детской инициативы за счет предоставления самостоятельного выбора средств (игры, схемы) и партнеров для выполнения поставленной задачи. В заключительной части педагог подводит итоги и нацеливает детей на продолжение деятельности: например, дети могут что-нибудь нарисовать, сочинить продолжение сказки и т.д. Развивающие игры Воскобовича можно использовать в нерегламентированной деятельности.
Этапы проведения развивающих игр включают в себя:
- Ознакомление с героями игры, ее содержанием, с дидактическим материалом, который будет использоваться в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей);
- Объяснение правил игры, при этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- Показ игровых действий, в процессе которых педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- Определение роли героя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется уровнем подготовки детей, сложностью задач и игровых правил;
- Подведение итогов игры – очень ответственный момент, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз они будут играть в новую игру, и она будет такой же интересной. Дети с нетерпением ждут этого дня.
разгарнуць » / « згарнуць